РАРИТЕТЫ школьных музеев

23-25 января подведены итоги конкурса среди школьных музеев улуса «Музейные раритеты», цель которого – изучение истории интересных раритетов – экспонатов, выявление наличия уникальных экспонатов в школьных музеях;

Музеи – хранители культурных ценностей. Сегодня музеи призваны играть большую роль в духовной жизни общества, просвещении, образовании и нравственно-эстетическом, патриотическом воспитании молодого поколения и всего населения.

В улусе 11 школьных музеев, в конкурсе не приняли участие: музей Булгунняхтахской школы, старинный богатый музей не участвовал по техническим причинам, 4 музея – Красноручейской, 2 Жемконской 1 Жемконской, Покровской № 1 школ не имеют штатных единиц, фактически закрыты.

В конкурсе активно участвовали 6 паспортизованных школьных музея: Улах Анской (Спиридонов В.Н.) Музей образования Хангаласского улуса (ОНОЦ, Ноговицына В.П.), Тиит Аринской (Кузьмина В.В.), 2 Мальжагарской (Васильева М.Н.), Ойской (Громова А.Д.), Синской (Голокова М.А.) школ.

В работе конкурса экспертами работали старший научный сотрудник краеведческого музея Филиппова Е.Н., главный специалист РУО Ефимова Л.И., главный специалист РУО, куратор виртуального музея РУО Аргунова М.А., и автор этой статьи.

В конкурсе были представлены 23 экспоната самого разного плана, содержания: материального, художественного наследия, историко-культурологического направления. Конкурс показал, что в школьных музеях собраны и сохраняются редкие, уникальные вещи.

Гордостью музея ТАСОШ – уникальные экспонаты – сюртук, часть фарфоровой коллекции Ксенофонтовых, деревянная посуда наших предков…

Фонд музея УАСОШ в перспективе пополнится творением ума и рук человеческих, а именно рационализаторскими агрегатами сельского хозяйства 60-70 гг. ХХ века. Сегодня музей представил стогообразователь Исакова В.И., совершивший техническую революцию в технологии сенокоса в Якутии и станок для изготовления обода колеса, также боевые оружия конца 19 века.

Экспонаты Музея образования Хангаласского улуса (ОкНОЦ) отличаются изученностью, по представленным экспонатам можно судить о кропотливой поисковой работе по каждому экспонату, поистине музей за короткий период существования стал Центром поисково-исследовательской, туристко-краеведческой работы.

Хочется особо обратить внимание на уникальный фонд музея Ойской СОШ, который сохранен с времен музейного движения 50-60 гг. ХХ века. К сожалению, фонд не приведен в порядок, слабо изучен, надеюсь, руководство школы, наслега приложат руку… Каждый экспонат, который представлен музеем уникален, разнообразен: деревянная маслобойка, медный чайник, футляр кортика первого головы улуса А. Гермогенова-Табысхаана…

Музей Синской школы представил ямщицкую культуру… Музей 2 Мальжагарской школы – советские школьные раритеты и удивительно хорошо сохраненный чороон-айах.

Всем музеям выдан сертификат, свидетельствующий, что весь материал будет экспонироваться в Виртуальном музее Хангаласского РУО, награждены дипломами и благодарственными письмами. Представляю победителей по номинациям:

МБОУ «Ойская общеобразовательная средняя школа имени А.В. Дмитриева»

· в номинации «Уникальное творение рук человеческих (Саха сатаабатаҕа суох)» – экспонат «Маслобойка деревянная»

· в номинации «Уникальный экспонат» – «Футляр кортика головы улуса А. Гермогенова-Табысхаана»

МБНОУ «Октемский научно-образовательный центр»

· в номинации «Сохранение традиций в народном декоративно-прикладном искусстве» – экспонат «Маллаах иhит»

· в номинации «Исторический государственный раритет» – «Красное Знамя»

МБОУ «Тит Аринская общеобразовательная средняя школа имени Г.В. Ксенофонтова»

· в номинации «Семейная реликвия» – экспонаты «Фарфор и сюртук семьи Ксенофонтовых»

МБОУ «Улах-Анская общеобразовательная средняя школа имени А.И. Притузова»

· в номинации «Уникальное творение рук человеческих (Саха сатаабатаҕа суох)» – экспонаты – «Стогообразователь агрегат В. Исакова», «Станок для изготовления обода колеса»

· в номинации «Сохранение традиций в народном декоративно-прикладном искусстве» – экспонат – «Бµрµµчµн».

Выражаю всем участникам конкурса свою признательность и уважение. Благодаря вашему энтузиазму преданности, ответственности и личного бескорыстного вклада музейному делу сохраняются и развиваются школьные музеи…

Желаю крепкого здоровья, благополучия, успеха в задуманном деле, кропотливом труде, перспективных проектов, берегите себя.

Скрябина К.Г., методист ЦДОД,

автор и организатор проекта